Аквапланирование автомобиля, почему оно появляется?

аквапланирование машиныАквапланированием называют полную или же частичную потерю транспортным средством сцепления с дорожным полотном, которая вызвана наличием слоя воды между покрышками движущегося автомобиля и дорожным покрытием. Этот слой влаги образует своего рода подушку, приподнимающую колесо над дорогой. Официально это звучит как «появление гидродинамического клина в контактном пятне автошины».

В результате проявления эффекта аквапланирования машина краткосрочно теряет управляемость практически полностью. Происходит это потому, что автомобиль достигает критической скорости, и резина не справляется с эвакуацией влаги из-под колеса в точке контакта. Исходя из этого можно сделать вывод, что риск аквапланирования зависит от:

  • Скорости движения транспортного средства.
  • Качества и целостности дорожного покрытия.
  • Остаточной глубины протектора покрышки и типа его рисунка.
  • Нагрузки на передние колёса автомобиля.
  • Толщины водной плёнки на дорожном покрытии.

Критическая скорость и особенности дороги

Всевозможные тестирования на специальных полигонах показали, что скорость движения автотранспорта, на которой возникает аквапланирование, варьируется в пределах 70 — 100 километров в час. Не следует также забывать о том, что в реальных условиях многое зависит и от таких факторов, как форма протектора и давление в камере, сезонность и износ резины, шероховатость покрытия и его состояние. Поэтому, при определённом стечении обстоятельств колесо способно «всплыть» даже на скорости в 40 км/час.
скорость автомобиля и аквапланирование
Что до дорожного покрытия, то наличие на нём луж является дефектом его конструкции, поскольку для своевременного и эффективного отвода воды с поверхности необходимо соблюдение принципа поперечного уклона самого покрытия и стандартов в области обустройства дренажа, которые нередко игнорируются строительными подрядчиками, особенно после ремонта дороги.

Государственными же стандартами предписан уклон в 4 сантиметра на 1 метр (4 %). Показатель ниже этого значения не способен обеспечить своевременный сток осадков в дренажную систему, повышая тем самым вероятность аквапланирования и ухудшая сцепление покрышек автомобиля с дорогой.

Поведение автомобиля при «всплытии»

Довольно часто после кратковременного аквапланирования возникают критические ситуации связанные с потерей управления. В основном это происходит когда:

  1. В момент восстановления шинами сцепления с дорогой передние колеса повёрнуты (независимо от величины угла поворота), что может привести к заносу или непроизвольному развороту.
  2. Транспортное средство попадает в воду всего одним колесом, вследствие чего резко возрастает сопротивление движению и снижается скорость, вызывая удар, способный выбить из рук водителя рулевое колесо.
  3. Авто попадает в лужу обеими колёсами, но вследствие неравномерности толщины водного слоя, после «всплытия» одно из них касается твёрдой поверхности значительно раньше второго, провоцируя тем самым резкий разворот.

появление аквапланирования
Чтобы сохранять автомобиль под контролем, рулевое колесо следует удерживать обеими руками, размещёнными в положениях «10 и 2», или же «9 и 3», соответствующих значениям на циферблате часов. При этом сам обод руля необходимо плотно фиксировать кистями.

Отметим также, что отсутствие ощущения колебаний подвески и лёгких толчков при движении на скорости, которые чувствует любой опытный водитель, является верным признаком начала аквапланирования.

Реакция водителя и возможные контрмеры

ошибки водителя при аквапланированииЗачастую взять авто под контроль водители инстинктивно пытаются поворотом руля. Однако следует понимать, что при аквапланировании передние колеса не способны реагировать на поворот руля в момент «всплытия», но обретая сцепление мгновенно вызывают занос в направлении повёрнутых колес. Предотвратить рывок машины в момент выезда из лужи поможет корректировка курса посредством коротких поворотов рулевого колеса на маленький угол, с непременным возвращением его в положение «прямо».

Помимо того, чтобы прекратить аквапланирование специалисты рекомендуют полностью убрать газ (уменьшить подачу топлива) — создаваемое водой сопротивление позволит быстро снизить скорость, сама же вода будет успевать выходить из-под шины, а гидродинамический клин будет разрушен. При этом не стоит производить торможение на переднеприводном авто, это может повлечь мгновенную блокировку колёс, в то время как владельцы заднеприводных машин могут аккуратно и плавно притормаживать.

Естественно, предупредить возникновение аквапланирования поможет преодоление водных препятствий на небольшой скорости и по прямой, а также использование специальной дождевой резины с глубокими каналами дренажа и направленным рисунком протектора. Подобные покрышки маркируются символами «rain», «aqua», «water» (в качестве части названия модели) или пиктограммой с изображением дождя.

Видео по теме: