История светящихся шин Goodyear
В начале 60-х годов минувшего столетия знаменитый ныне шинный бренд Goodyear создал и продемонстрировал публике экспериментальные «покрышки будущего». Это была полупрозрачная авторезина, которая монтировалась на обод колеса, снабженный крошечными лампочками подсветки. В то время аналитики из Акрона прогнозировали грядущую революцию в сфере персонализации личного транспорта, и именно поэтому были созданы экзотические прототипы покрышек, которые светились оранжевым, жёлтым, голубым, зелёным и красным светом. Эти модели в своё время стали наиболее «горячей» темой мировой автоиндустрии.
Технология создания новинки существенно отличалась от традиционных тогда методик изготовления шин. В то время как обычные шины собирались по частям из множества слоёв прорезиненной ткани, при создании своего прототипа конструкторы Goodyear использовали специальные пресс-формы, в которые заливали разогретый до 250 градусов, окрашенный синтетический каучук Neothane.
Ведущий специалист-химик Уильям Ларсон, работавший тогда в компании из Акрона, в 1962 году сравнивал этот процесс с приготовлением кексов, при котором смешанные ингредиенты выливаются в форму, после чего она направляется в духовку. Сама же идея данного процесса принадлежит господину У. Ларсону и его коллеге Э. Финелли. Совместно они завершили работы по разработке технологии в конце 1950-х.
Здесь следует упомянуть, что Neothane является торговой маркой североамериканской компании Goodyear. Именно под этим брендом был произведен полиуретановый компаунд на нефтяной основе, использовавшийся для создания светящихся шин. Его структура отдалённо напоминает «трехмерную рыболовецкую сеть», благодаря чему покрышкам были не страшны ни порезы, ни проколы, несмотря на отсутствие корда. Кроме того, данная конструкция продемонстрировала отменные результаты при тестировании на полигоне Goodyear в скоростном режиме до 100 км/ч.
Один из ведущих разработчиков компании по имени Джон Хартц отметил в интервью журналистам, что экспериментальная резина обладает повышенной износоустойчивостью, а также шумовым комфортом и плавностью хода, которые значительно выше существующих на то время стандартов. Синтетическому каучуку, который использовался в качестве основы для покрышек, можно было придать любую окраску. Этот факт вызвал воодушевление, в первую очередь, у сотрудников маркетингового отдела Goodyear. В результате на свет появилась реклама, убеждающая потребителя в том, что светящиеся шины можно подбирать не только под дизайн машины, но даже под новое платье супруги или собственный наряд.
Цветная подсветка резины осуществлялась 18 лампочками небольшого размера, которые монтировались на каждый диск автомобиля, и светились в темноте. Питание к ним подавалось от стандартного аккумулятора посредством проводов, а в электроцепи присутствовал специальный регулятор, размещаемый в салоне. Последний позволял водителю задавать режим свечения. Лампочки могли гореть постоянно или же мигать (синхронно или по отдельности).
В 1960 году Джон Хартц организовал для широкой общественности масштабную презентацию эксклюзивной авторезины, на которую были приглашены и журналисты ведущих мировых изданий. Фотографии авто на светящихся шинах, сделанные на полигоне в Акроне, и размещенные в последствии в журнале Time, облетели весь мир. В комментариях же к ним журналисты отмечали, что новинка способна повысить уровень безопасности дорожного движения в тёмное время суток или в плохую погоду. Среди пожеланий публики, обсуждающей снимки, также прозвучало, что неплохо было бы, если бы шины «загорались» при нажатии водителем педали газа. После презентации были проведены испытания экзотических покрышек в реальных условиях, как на магистралях, так и в черте города. В последнем случае, как писалось позже в Time, многие автомобилисты просто останавливались, чтобы внимательно разглядеть новинку, а некоторые так удивлялись, что проезжали на красный свет.
Североамериканские шинники для показательного проезда по Майами установили на колёса открытого Dodge Polaris новую резину, светящуюся красным цветом. Как позже отмечали американские издания, пешеходы и водители надолго замирали, провожая автомобиль заинтересованными и удивленными взглядами. После столь триумфального пробега маркетологи Goodyear оснастили такими же шинами Chrysler Silver 300, отправив его проехаться по знаменитому Манхэттену. Эффект был даже сильнее. У штаб-квартиры ООН и Рокфеллеровского центра, а также на Таймс-Сквер собрались толпы зевак, жаждущих узнать, где подобное чудо можно приобрести. Однако всех их ждало разочарование, поскольку от водителя они узнали, что такая резина в продажу поступит не ранее, чем через несколько лет.
На последующей пресс-конференции Уолтер Ли, занимающий тогда должность директора по научным разработкам, говорил: «Компании предстоит еще очень много работы по совершенствованию прототипа шин, но как будут выглядеть покрышки будущего можно представить уже сейчас.»
Светящиеся шины Goodyear так и не пошли в серию. Но на всевозможных парадах и выставках они продолжали приковывать взгляды. Одну покрышку создатели одолжили для выставки Plastics USA, экспозиция которой была представлена и в Советском Союзе. После этого североамериканские СМИ рассказали, что советские граждане выстаивали многочасовые очереди, чтобы увидеть передовые достижения заокеанской промышленности. Кроме того, в музее «Мир каучука», разместившемся в корпусе Goodyear Hall, до сих пор можно посмотреть на футуристическую авторезину, мерцающую красным светом.
Руководство Goodyear позволило приобрести и установить на авто свои эксклюзивные шины лишь единственному частному лицу. Им оказался коллекционер из Дейтона, известный как Джим Стрит (Сконзакис), которому принадлежала коллекция редких и уникальных машин. Светящиеся покрышки пришлись в пору шоу-кару Golden Sahara, оснащённому кабиной-пузырём и имеющему радиоуправление. Благодаря резине, излучавшей золотистое свечение, автомобиль стал более роскошным и оригинальным. Этот шедевр дизайнерской мысли, стоимостью 75 тысяч долларов, можно было увидеть в кинофильме «Cinderfella», а также на телешоу «I’ve Got a Secret».
В завершение хочется сказать, что специалисты всемирно известного бренда потратили на создание и доработку «неотановых» покрышек более пяти лет, однако дальше прототипа проект не пошел. Экспериментальная резина имела плохое сцепление с влажным дорожным полотном и склонность к потере устойчивости на высоких скоростях (выше 100 км/ч). Кроме того, светящиеся шины плавились при резком торможении и стоили существенно дороже стандартных аналогов. В итоге руководство Goodyear распорядилось прекратить работы в этом направлении без лишней шумихи. Поэтому один из наиболее зрелищных и ярких экспериментов шинной индустрии был закрыт.
25.01.2017